|
Мы живём в большом городе – Москва.
Как часто люди проходят мимо домов, улиц и скверов, не замечая красоты вокруг себя.
Люди бегут, бегут, их ничего не интересует кроме собственных проблем.
А ведь можно и всю жизнь пробегать, так ничего и не заметив!
Но стоит лишь чуть приоткрыть «форточку» своей души, вздохнуть полной грудью свежий воздух, и мир сразу преображается и окрашивается в новые, яркие краски. Между серыми домами появляется нечто светлое, счастливое, то, что не захочется забыть никогда, что будет греть и радовать душу всю жизнь.
На наш взгляд, сад имени Павла Ивановича Травникова и является этим «лучиком света в тёмном царстве».
Мы счастливы, что можем рассказать всему миру о саде, поделиться нашим «открытием».
О том, что рядом со школой есть объект, требующий нашей заботы, мы узнали случайно.
Просто учитель биологии в обычный солнечный весенний день вышел за ворота школы, перешёл через Комсомольский проспект, совершенно случайно набрёл на таинственный сад, вечно закрытый на замок. Сразу выяснилось, что сад пребывает в запустении и женщину, ранее за ним ухаживающую, не видели уже больше года…
Через два дня ребята 5а класса уже работали в саду… Это было 20 марта 2007 года и с этой даты начинается наша деятельность в саду им. П.И. Травникова…
Прошло 10 месяцев с того времени. В этом году саду исполняется 50 лет, а его создателю было бы 100.
Пора подводить первые итоги.
Во-первых, школьники и учителя поработали в саду, хотя, меньше чем надо было бы и уж точно меньше, чем делал это сам П.И.Травников:
- Уборка мусора и листвы
- Прополка сорняков (Ручная)
- Обрезка растений
- Внесение удобрений и рыхление
- Полив
- Кошение сорняков (стримером)
Во-вторых, мы попытались изучить сад. Т.к. вначале мы не могли получить никакой конкретной информации о нем, и поэтому все знания о растениях получены нами самостоятельно.
Лишь совсем недавно нам удалось первый раз переговорить по телефону с последней хранительницей сада – Романовой Ниной Ивановной.
- Учет растений сада и сбор информации о них (пока, в первую очередь, о растениях Красной книги и о первоцветах)
- Изучение истории сада
- Составление плана сада
- Обмер деревьев и кустарников
В-третьих, пришлось устанавливать контакты с различными организациями (ДЭЗ, участковый инспектор, пресса…). Но эту часть работы пока полностью взяли на себя учителя.
Чем ближе мы с ним знакомились, тем роднее становился он нам.
Теперь наступила пора действовать.
- Продолжать уход за садом
- Поскольку видовой (но не сортовой пока) состав уже определился, то проводить наблюдения и уход уже более конкретно, с учетом видовых (сортовых) особенностей.Особое внимание обратить на растения Красной книги, в т.ч. попытаться добиться увеличения их количества за счет семенного размножения.
- Большие надежды мы возлагаем на Романову Нину Ивановну. Мнение человека, долгие годы заботившегося о саде, должно лечь в основу разрабатываемого нами плана его сохранения и дальнейшего развития.
- Составить список животных, встреченных в саду. К примеру, для опылителей цветов - это маленький оазис. Кроме некоторых видов пчёл и шмелей, в саду есть и колонии муравьёв.
- Разработка экскурсий, в т.ч. интерактивных, когда с коммуникатором можно пройти по саду, получив самостоятельно полную информацию. (Возможно, такой способ познать сад будет менее опасным для растений, хотя при жизни его создателя он был открыт для свободного посещения…)
- Охрана сада от непрошенных гостей, которые могут нанести нежелательный вред «жителям» сада и нашей работе.
- Продолжить работу над составлением определителей растений сада, причем, разных видов (дихотомический, по фотографиям, цифрового на базе определителя А.С.Боголюбова)
- Выяснить, есть ли на территории музея Л.Толстого растения Красной книги
- Попытаться выяснить состояние памятников природы Хамовников, исключенных из списка охраняемых в 2004 году
- Открыть новый проект в интернете, посвящённый этой теме.
|